Интервью с Л.Ломидзе журнал 'Music Box' №2 2002 г.
Группа BLUES COUSINS была организована в 1993-м году и
на сегодняшний день является одним из самых популярных блюзовых
коллективов России.
4-го июля 1999 года, в День Независимости США, BLUES COUSINS
была выбрана специальным гостем-участником концерта Государственного
Джаз-Оркестра США под управлением Винтона Марсалиса в Кусково.
Спустя год лидер группы Леван Ломидзе был награжден мэром
Москвы за участие в концерте «Рок Против Наркомании» на Красной
Площади.
На самом большом во Франции международном блюзовом фестивале
«Blues Sur sein» BLUES COUSINS достойно представляла Москву
и стала лауреатом приза зрительских симпатий.
Jean Guilermo, президент фестиваля: «Я счастлив, что французская
публика открыла для себя BLUES COUSINS, группу, которая превзошла
всех своей энергетикой и обаянием».
Предлагаем вашему вниманию интервью с лидером группы Леваном
Ломидзе, который сегодня входит в десятку лучших гитаристов
России (Guitars.ru).
MUSIC: Леван, что повлияло на то, что ты стал именно
блюзовым музыкантом?
ЛЕВАН ЛОМИДЗЕ: Я еще учился в школе, когда попал на
концерт Б.Б.Кинга (B.B.King). Я не знал, кто он такой. Просто
здание филармонии, где проходил его концерт, находилось прямо
напротив моей школы, и я с друзьями решил послушать заезжего
американского гастролера. Но на концерте я был поражен обаянием
и энергетическим зарядом этого великого музыканта. И представьте,
насколько я был счастлив, когда ко мне попал один из медиаторов
с его автографом, которые он горсткой выбрасывал в зал. На
следующий день я увидел его, расхаживающим по проспекту Руставели
в «грузинской» кепке, именуемой в народе «аэродром». Затем
с годами я начал более глубоко изучать блюз. Появились записи
Джонни Винтера (JohnnyWinter), Альберта Коллинза (AlbertCollins),
Альберта Кинга (AlbertKing) и т.д. Потом я начал играть. Как
и многие другие музыканты, я занимался разными направлениями,
искал себя. Это было сложно в советское время, потому что
не было рынка. Музыканты попадали в разные сферы, разные направления.
Меня также кидало от своего первого детища группы ПРИЗ (этакий
грузинский STATUSQUO) до участия в командах суперзвезд советской
эстрады. В итоге я уехал в Германию, в Гамбург, где оказался
в довольно жестких рамках, только с гитарой в руках и необходимостью
зарабатывать на хлеб. Именно тогда я понял, что блюз и джаз
- направления, дающие возможность наладить контакт с аудиторией,
которая тебя совершенно не знает. И не знает, что в Советском
Союзе ты был не последним музыкантом, писал какие-то песни...
В течение тех двух лет я еще плотнее приблизился к блюзу.
Переиграл со многими западными исполнителями. Именно тогда
у меня появилась любовь к джему ...
MB: Скажи, как бы ты определил стиль, в котором играет
твоя команда?
ЛЛ: Официально этот стиль называют блюз-рок, на Западе
его называют рок-блюз. Он основан на блюзовых стандартах,
но в нем присутствует максимальный драйв и так называемый
гитарный перегруз. Мы иногда отходим от блюза в звучании,
но корней всегда стараемся придерживаться.
MB: Что обеспечивает успех BLUESCOUSINS?
ЛЛ: Мы не применяем каких-либо дешевых фишек для
достижения успеха: не ругаемся матом, и не только со сцены,
но и вообще в жизни, не используем специальных внешнихэффектов,
как в одежде, так и в манерах. Тут на одном из наших концертов
побывал известный ди-джей и в благом порыве предложил запустить
какую-нибудь «утку». Например, что у меня роман с любовницей
президента, и у нас родился ребенок, и все в таком духе. Но
мы блюзмены не идем на такие грязные штучки. Наш инструмент
- это музыка. Блюз - это жизнеутверждающая музыка, и нам сразу
после выхода на сцену достаточно переглянуться и увидеть улыбку
на лицах, чтобы мгновенно почувствовать, что мы одна команда,
единое целое. Те времена, когда блюз считали, в основном,
спиричуэлами с тяжелых хлопковых плантаций, канули в Лету.
Сегодняшний блюз - это музыка веселья и радости. Недаром большинство
фестивалей, проходящих во всем мире, - блюзовые, потому что
каждый блюзовый концерт - это торжество, и каждое наше выступление
мы рассматриваем как праздник, и это передается публике. Вы
можете заметить, что 90% нашей аудитории - это люди, которые
достигли чего-то в жизни, и им не нужны отрицательные эмоции,
они приходят получить положительный заряд. Мы это чувствуем
и пытаемся постоянно держать свою линию, не загружать людей
проблемами, а заряжать их положительной энергией.
MB: Наверное, это тяжело, особенно если в команде
играют всего 3 человека.
ЛЛ: Да, мы избрали тернистый путь. Будь у нас еще
один музыкант, возможно, это облегчило бы задачу, но тут вступают
в силу особенности моего характера. Когда мы начинали в Москве,
многие администраторы, да и музыканты, утверждали, что так
мы ничего не добьемся, что нужен как минимум еще один инструмент
и дополнительный вокал... Но я уверен, что передать состояние
своей души публике намного легче, когда в этом задействовано
минимальное количество инструментов, так же, как трудно рассказать
какую-то интимную историю, когда в разговоре участвует большое
количество людей. Да, нас всего 3 человека. И, конечно, трудно
передать ту энергетику со сцены в чисто звуковом плане. Но,
судя по результатам, по посещаемости наших концертов, по отзывам
прессы, мы, слава Богу, добиваемся желаемого результата. Особенно
это чувствуется, когда BLUESCOUSINS выезжает на Запад. К нам
часто подходят после выступления и удивляются, что группа
из трех человек может держать в таком напряжении зал в течение
всего концерта.
MB: Правильно ли я понял, что ваша цель - достичь
максимальных результатов минимальными средствами.
ЛЛ: Да, как говорят на Западе, должна присутствовать
«блюзовая нота» (BlueNote). И это определяется только специалистами.
Именно они могут сказать, есть эта блюзовая нота или ее нет.
Зрители этого, как правило, определить не могут. Они просто
почувствуют фальшь и отметят: хорошо это или плохо. Так вот,
когда эта блюзовая нота есть, тогда и достигается максимальный
блюз.
MB: Что в твоем понимании джем? Видишь ли
ты различие между джазовым и блюзовым джемами?
ЛЛ: В джеме музыкант проявляется максимально. Если
взять обычный стандартный концерт, большинство музыкантов
играют заученные фразы, не вкладывая душу в свою игру. Разницу
между блюзовым и джазовым джемами не вижу. Мне приходилось
играть в джемах и с джазовыми музыкантами. Единственная разница,
может быть, в том, что блюзовые музыканты почти не берутся
в джемах за джазовые темы, а джазовые музыканты свой джем,
как правило, начинают с блюзового квадрата. Блюз есть основа
всех современных музыкальных направлений, хотя я не собираюсь
отдавать блюзу первенство.
Я ставлю его на один уровень с другими музыкальными течениями.
MB: С кем тебе приходилось играть джем?
ЛЛ: Почти половину всех своих выступлений я играл
в джемах как с западными, так и с нашими музыкантами. Из наших
исполнителей мне посчастливилось сыграть почти со всеми выдающимися
музыкантами, среди них: Андрей Мака-ревич, Константин Никольский,
Петр Подгородецкий, Николай Арутюнов, Сергей Воронов, Сергей
Манукян и многие другие, всех перечислить невозможно. Я рад
отметить, что некоторые из них, в принципе, не являются пропагандистами
блюза, но с удовольствием участвуют в этих джемах. Многие
из блюзменов специально приезжали к BLUESCOUSINS в гости на
какой-нибудь праздник - презентацию нашего диска или день
рождения группы. В итоге сформировалась некая программа, которая
исполняется в разных залах и которую многие организаторы планируют
экспортировать в другие города.
Что касается западных музыкантов, то буквально два месяца
назад мы приехали из Хельсинки, где в джеме играли с OILINGBOILING,
и это выглядело довольно прикольно, потому что горячие финские
парни оказались прекрасными энергичными блюзменами. Из известных
блюзменов мне посчастливилось в 2000 году на заключительном
концерте международного фестиваля в Париже, где участвовало
57 команд, играть в джеме с легендарной американской группой
BLUESIMPERIALS, которая является лидером современного американского
блюза. Я был необычайно горд реакцией зрителей и прессы, которая
отметила, что если американцы играли чисто и аккуратно, то
русские превзошли всех своим драйвом и энергетикой.
MB: Где вы больше выступаете - в специализированных
клубах или клубах разных направлений?
ЛЛ: В основном, мы выступаем в клубах, ориентированных
на блюз и джаз. Но популярность нашей группы с каждым концертом
растет, и нас все чаще приглашают в клубы, ориентированные
на совершенно другие направления. Мы серьезно готовимся к
каждому выступлению, и определенный опыт позволяет нам с учетом
контингента, посещающего данный клуб, выстроить программу
так, чтобы концерт прошел не менее удачно, чем в клубах нашего
«постоянного базирования».
MB: Ты поешь без надрыва, хрипотцы. Это обусловлено
концепцией команды, или тебе тяжело копировать стандартный
блюзовый голос?
ЛЛ: С надрывом петь может каждый, нужно лишь немного
позаниматься. Со многими музыкантами, кто сидит в этом шаблоне,
я выступал и джемовал. Они мало отличаются друг от друга.
Я хотел бы оставаться самим собой и каждый раз стараюсь не
фальшивить, не в чисто музыкальном плане, что в небольшом
количестве допустимо, а в плане искренности. Здесь фальшь
недопустима. Бывают довольно странные ситуации, когда артист
общается со зрителем или объявляет номер одним голосом, а
петь начинает голосом, например, Б.Б.Кинга, Эрика Клэптона
(EricClapton) или Луи Армстронга (LousArmstrong). В этом,
конечно, есть еще одна дополнительная трудность: когда начинаешь
петь своим голосом, трудно зацепить аудиторию. Но если зацепишь
-это и есть начало веры в твою искренность.
MB: Леван, сколько у тебя гитар? И на какой ты
играешь сейчас?
ЛЛ:V меня сейчас 8 гитар. А вообще у меня было довольно
много инструментов. Но, в основном, это гитары Gibson и
Fender. За последние несколько лет, я, наконец, нашел свой
звук - это звук Gibson. На мой взгляд, для трио лучше всего
подходит именно этот инструмент, потому что у него более
жирный тембр и заполняемое™ больше. Хотя есть такие примеры,
как Бадди Гай (BuddyGuy) или Стиви Рэй Воен (StevieRayVaughan),
которые играют в грио на Fender. Но у них другая манера игры.
Для BLUESCOUSINSGibson является максимально приемлемым. И
в ближайшее время менять звучание я не собираюсь - оно меня
вполне удовлетворяет.
MB: Как ты относишься к тому, что иногда на сцене
ломают гитары?
ЛЛ: Это просто элемент шоу. Вообще нетрудно догадаться,
что ломают обычно не те гитары, на которых играют. Мы их называем
«фанерой». За недорого можно купить кучу гитар, которые выглядят
как оригиналы. У каждого артиста есть свои номера, хорошо
работающие на публику. У меня тоже есть такой эквилибристический
номер, когда я закладываю гитару за спину и исполняю довольно
сложный пассаж. Что касается ломки гитар, мне это не очень
нравится, и вряд ли я этим буду заниматься. Это смотрелось
в 70-ые годы. Сейчас другие времена, в зале народ трезвый.
Это излишество. Хотя я никого не осуждаю.
MB: Ты писал свои альбомы как на Западе, так и у
нас. Насколько отличается качество записи и оснащенность студий?
ЛЛ: Вопрос не столько в оснащенности (многие из наших
студий, благодаря быстро развивающемуся рынку в этой сфере,
оснащены не хуже), сколько в специфике записи блюзовой гитары.
Она, как правило, пишется с перегрузом. Но этот перегруз должен
быть умеренным. В общем, надо найти золотую середину. И когда
приходишь писаться на студию, а звукорежиссер ни разу не слышал
гитары Элвина Ли (AlvinLee) или Стиви Рэй Воена, то о качественной
блюзовой записи не может идти и речи.
MB: Где все-таки интереснее выступать - на Западе
или в Москве?
ЛЛ: Определенные отличия, конечно, есть. Западная
аудитория приходит на выступления блюзовых или джазовых исполнителей,
полностью готовая к тому, чтобы послушать концерт - и даже
принять в нем участие в плане поддержки -для нее важно зарядиться
положительными эмоциями. У нас, особенно в клубы, приходит
публика, которая совершенно не подготовлена к подобному концерту.
Просто в меру обеспеченные люди пришли вечером посидеть с
друзьями и попить пива. Это часто мешает наладить контакт.
На Западе такого не бывает. Но, с другой стороны, на Западе
нет такого размаха, как у нас. Мы иногда в Московском Доме
Молодежи собираем до 3000 зрителей. А бывали даже стадионные
концерты в Нижнем, Саратове, Владимире.
MB:He кажется ли тебе, что, несмотря на популярность
BLUESCOUSINS, СМИ уделяют недостаточное внимание твоей группе
и блюзу вообще?
ЛЛ: Нет, не кажется. О нас немало пишут. Мы бываем
в эфире на «Серебряном Дожде», а «Эхо Москвы» вообще наш информационный
спонсор. Это как раз те радиостанции, которые слушает именно
«средний класс». На MTV и МузТВ клип «Дождь» крутился
несколько месяцев. Я думаю, для блюзовой команды мы освещены
неплохо, хотя человек грешен в своих аппетитах - хотелось
бы больше. Вот привлечь внимание «Открытого Радио» было бы
неплохо.
MB: У тебя есть цель, связанная с будущим BLUESCOUSINS?
ЛЛ: Конечно, есть. Я бы хотел, чтобы мастерство команды
достигло самого высокого уровня. Чтобы во время выездов на
Запад мы не только достойно представляли Москву, как нам уже
не раз удавалось, но и превосходили лучших западных блюзменов.
MB: Ото... Не слишком ли смело?
ЛЛ: Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Почему бы какой-нибудь русской команде не стать одной из лучших?
Это же удается достичь в других сферах искусства. Значит,
таланта у нас ничуть не меньше. Просто надо работать.
MB: Диск, который вы сейчас записываете, для BLUESCOUSINS
четвертый по счету. Запись - удовольствие довольно дорогое.
Кто тебе в этом помогает?
ЛЛ: Спасибо за вопрос. Это одна из возможностей хоть
как-то отблагодарить людей, которые от чистого сердца помогают
продвижению блюза в России. Особую благодарность хотелось
бы выразить председателю правления банка «Инбанкпродукт» Орлову
Дмитрию Анатольевичу за спонсорскую поддержку этого релиза.
Хочу отметить, что это не первое участие с его стороны в наших
проектах.
MB: Спасибо, Леван. На этом, пожалуй, наш разговор
можно закончить. Желаем тебе творческих успехов. До скорой
встречи на концертах.
|