English                      

          







 

News
Gigs
Gallery
Audio
E-mail Links

 

Интервью с Л.Ломидзе журнал 'Music Box' №2 2002 г.

Группа BLUES COUSINS была организована в 1993-м году и на сегодняшний день является одним из самых популярных блюзовых коллективов России.

4-го июля 1999 года, в День Независимости США, BLUES COUSINS была выбрана специальным гостем-участником концерта Государственного Джаз-Оркестра США под управлением Винтона Марсалиса в Кусково. Спустя год лидер группы Леван Ломидзе был награжден мэром Москвы за участие в концерте «Рок Против Наркомании» на Красной Площади.

На самом большом во Франции международном блюзовом фестивале «Blues Sur sein» BLUES COUSINS достойно представляла Москву и стала лауреатом приза зрительских симпатий.

Jean Guilermo, президент фестиваля: «Я счастлив, что французская публика открыла для себя BLUES COUSINS, группу, которая превзошла всех своей энергетикой и обаянием».

Предлагаем вашему вниманию интервью с лидером группы Леваном Ломидзе, который сегодня входит в десятку лучших гитаристов России (Guitars.ru).

MUSIC: Леван, что повлияло на то, что ты стал именно блюзовым музыкантом?

ЛЕВАН ЛОМИДЗЕ: Я еще учился в школе, когда попал на концерт Б.Б.Кинга (B.B.King). Я не знал, кто он такой. Просто здание филармонии, где проходил его концерт, находилось прямо напротив моей школы, и я с друзьями решил послушать заезжего американского гастролера. Но на концерте я был поражен обаянием и энергетическим зарядом этого великого музыканта. И представьте, насколько я был счастлив, когда ко мне попал один из медиаторов с его автографом, которые он горсткой выбрасывал в зал. На следующий день я увидел его, расхаживающим по проспекту Руставели в «грузинской» кепке, именуемой в народе «аэродром». Затем с годами я начал более глубоко изучать блюз. Появились записи Джонни Винтера (JohnnyWinter), Альберта Коллинза (AlbertCollins), Альберта Кинга (AlbertKing) и т.д. Потом я начал играть. Как и многие другие музыканты, я занимался разными направлениями, искал себя. Это было сложно в советское время, потому что не было рынка. Музыканты попадали в разные сферы, разные направления. Меня также кидало от своего первого детища группы ПРИЗ (этакий грузинский STATUSQUO) до участия в командах суперзвезд советской эстрады. В итоге я уехал в Германию, в Гамбург, где оказался в довольно жестких рамках, только с гитарой в руках и необходимостью зарабатывать на хлеб. Именно тогда я понял, что блюз и джаз - направления, дающие возможность наладить контакт с аудиторией, которая тебя совершенно не знает. И не знает, что в Советском Союзе ты был не последним музыкантом, писал какие-то песни... В течение тех двух лет я еще плотнее приблизился к блюзу. Переиграл со многими западными исполнителями. Именно тогда у меня появилась любовь к джему ...

MB: Скажи, как бы ты определил стиль, в котором играет твоя команда?

ЛЛ: Официально этот стиль называют блюз-рок, на Западе его называют рок-блюз. Он основан на блюзовых стандартах, но в нем присутствует максимальный драйв и так называемый гитарный перегруз. Мы иногда отходим от блюза в звучании, но корней всегда стараемся придерживаться.

MB: Что обеспечивает успех BLUESCOUSINS?

ЛЛ: Мы не применяем  каких-либо дешевых фишек для достижения успеха: не ругаемся матом, и не только со сцены, но и вообще в жизни, не используем специальных внешнихэффектов, как в одежде, так и в манерах. Тут на одном из наших концертов побывал известный ди-джей и в благом порыве предложил запустить какую-нибудь «утку». Например, что у меня роман с любовницей президента, и у нас родился ребенок, и все в таком духе. Но мы блюзмены не идем на такие грязные штучки. Наш инструмент - это музыка. Блюз - это жизнеутверждающая музыка, и нам сразу после выхода на сцену достаточно переглянуться и увидеть улыбку на лицах, чтобы мгновенно почувствовать, что мы одна команда, единое целое. Те времена, когда блюз считали, в основном, спиричуэлами с тяжелых хлопковых плантаций, канули в Лету. Сегодняшний блюз - это музыка веселья и радости. Недаром большинство фестивалей, проходящих во всем мире, - блюзовые, потому что каждый блюзовый концерт - это торжество, и каждое наше выступление мы рассматриваем как праздник, и это передается публике. Вы можете заметить, что 90% нашей аудитории - это люди, которые достигли чего-то в жизни, и им не нужны отрицательные эмоции, они приходят получить положительный заряд. Мы это чувствуем и пытаемся постоянно держать свою линию, не загружать людей проблемами, а заряжать их положительной энергией.

MB: Наверное, это тяжело, особенно если в команде играют всего 3 человека.

ЛЛ: Да, мы избрали тернистый путь. Будь у нас еще один музыкант, возможно, это облегчило бы задачу, но тут вступают в силу особенности моего характера. Когда мы начинали в Москве, многие администраторы, да и музыканты, утверждали, что так мы ничего не добьемся, что нужен как минимум еще один инструмент и дополнительный вокал... Но я уверен, что передать состояние своей души публике намного легче, когда в этом задействовано минимальное количество инструментов, так же, как трудно рассказать какую-то интимную историю, когда в разговоре участвует большое количество людей. Да, нас всего 3 человека. И, конечно, трудно передать ту энергетику со сцены в чисто звуковом плане. Но, судя по результатам, по посещаемости наших концертов, по отзывам прессы, мы, слава Богу, добиваемся желаемого результата. Особенно это чувствуется, когда BLUESCOUSINS выезжает на Запад. К нам часто подходят после выступления и удивляются, что группа из трех человек может держать в таком напряжении зал в течение всего концерта.

MB: Правильно ли я понял, что ваша цель - достичь максимальных результатов минимальными средствами.

ЛЛ: Да, как говорят на Западе, должна присутствовать «блюзовая нота» (BlueNote). И это определяется только специалистами. Именно они могут сказать, есть эта блюзовая нота или ее нет. Зрители этого, как правило, определить не могут. Они просто почувствуют фальшь и отметят: хорошо это или плохо. Так вот, когда эта блюзовая нота есть, тогда и достигается максимальный блюз.

MB: Что в твоем понимании джем? Видишь ли ты различие между джазовым и блюзовым джемами?

ЛЛ: В джеме музыкант проявляется максимально. Если взять обычный стандартный концерт, большинство музыкантов играют заученные фразы, не вкладывая душу в свою игру. Разницу между блюзовым и джазовым джемами не вижу. Мне приходилось играть в джемах и с джазовыми музыкантами. Единственная разница, может быть, в том, что блюзовые музыканты почти не берутся в джемах за джазовые темы, а джазовые музыканты свой джем, как правило, начинают с блюзового квадрата. Блюз есть основа всех современных музыкальных направлений, хотя я не собираюсь отдавать блюзу первенство.

Я ставлю его на один уровень с другими музыкальными течениями.

MB: С кем тебе приходилось играть джем?

ЛЛ: Почти половину всех своих выступлений я играл в джемах как с западными, так и с нашими музыкантами. Из наших исполнителей мне посчастливилось сыграть почти со всеми выдающимися музыкантами, среди них: Андрей Мака-ревич, Константин Никольский, Петр Подгородецкий, Николай Арутюнов, Сергей Воронов, Сергей Манукян и многие другие, всех перечислить невозможно. Я рад отметить, что некоторые из них, в принципе, не являются пропагандистами блюза, но с удовольствием участвуют в этих джемах. Многие из блюзменов специально приезжали к BLUESCOUSINS в гости на какой-нибудь праздник - презентацию нашего диска или день рождения группы. В итоге сформировалась некая программа, которая исполняется в разных залах и которую многие организаторы планируют экспортировать в другие города.

Что касается западных музыкантов, то буквально два месяца назад мы приехали из Хельсинки, где в джеме играли с OILINGBOILING, и это выглядело довольно прикольно, потому что горячие финские парни оказались прекрасными энергичными блюзменами. Из известных блюзменов мне посчастливилось в 2000 году на заключительном концерте международного фестиваля в Париже, где участвовало 57 команд, играть в джеме с легендарной американской группой BLUESIMPERIALS, которая является лидером современного американского блюза. Я был необычайно горд реакцией зрителей и прессы, которая отметила, что если американцы играли чисто и аккуратно, то русские превзошли всех своим драйвом и энергетикой.

MB: Где вы больше выступаете - в специализированных клубах или клубах разных направлений?

ЛЛ: В основном, мы выступаем в клубах, ориентированных на блюз и джаз. Но популярность нашей группы с каждым концертом растет, и нас все чаще приглашают в клубы, ориентированные на совершенно другие направления. Мы серьезно готовимся к каждому выступлению, и определенный опыт позволяет нам с учетом контингента, посещающего данный клуб, выстроить программу так, чтобы концерт прошел не менее удачно, чем в клубах нашего «постоянного базирования».

MB: Ты поешь без надрыва, хрипотцы. Это обусловлено концепцией команды, или тебе тяжело копировать стандартный блюзовый голос?

ЛЛ: С надрывом петь может каждый, нужно лишь немного позаниматься. Со многими музыкантами, кто сидит в этом шаблоне, я выступал и джемовал. Они мало отличаются друг от друга. Я хотел бы оставаться самим собой и каждый раз стараюсь не фальшивить, не в чисто музыкальном плане, что в небольшом количестве допустимо, а в плане искренности. Здесь фальшь недопустима. Бывают довольно странные ситуации, когда артист общается со зрителем или объявляет номер одним голосом, а петь начинает голосом, например, Б.Б.Кинга, Эрика Клэптона (EricClapton) или Луи Армстронга (LousArmstrong). В этом, конечно, есть еще одна дополнительная трудность: когда начинаешь петь своим голосом, трудно зацепить аудиторию. Но если зацепишь -это и есть начало веры в твою искренность.

MB: Леван, сколько у тебя гитар? И на какой   ты играешь сейчас?

ЛЛ:V меня сейчас 8 гитар. А вообще у меня было довольно много инструментов. Но, в основном,   это гитары Gibson и Fender. За последние несколько лет, я, наконец, нашел свой звук - это звук Gibson. На мой взгляд, для трио лучше всего подходит именно  этот инструмент, потому что у него более жирный тембр и заполняемое™ больше. Хотя есть такие примеры, как Бадди Гай (BuddyGuy) или Стиви Рэй Воен (StevieRayVaughan), которые играют в грио на Fender. Но у них другая манера игры. Для BLUESCOUSINSGibson является максимально приемлемым. И в ближайшее время менять звучание я не собираюсь - оно меня вполне удовлетворяет.

MB: Как ты относишься к тому, что иногда на сцене ломают гитары?

ЛЛ: Это просто элемент шоу. Вообще нетрудно догадаться, что ломают обычно не те гитары, на которых играют. Мы их называем «фанерой». За недорого можно купить кучу гитар, которые выглядят как оригиналы. У каждого артиста есть свои номера, хорошо работающие на публику. У меня тоже есть такой эквилибристический номер, когда я закладываю гитару за спину и исполняю довольно сложный пассаж. Что касается ломки гитар, мне это не очень нравится, и вряд ли я этим буду заниматься. Это смотрелось в 70-ые годы. Сейчас другие времена, в зале народ трезвый. Это излишество. Хотя я никого не осуждаю.

MB: Ты писал свои альбомы как на Западе, так и у нас. Насколько отличается качество записи и оснащенность студий?

ЛЛ: Вопрос не столько в оснащенности (многие из наших студий, благодаря быстро развивающемуся рынку в этой сфере, оснащены не хуже), сколько в специфике записи блюзовой гитары. Она, как правило, пишется с перегрузом. Но этот перегруз должен быть умеренным. В общем, надо найти золотую середину. И когда приходишь писаться на студию, а звукорежиссер ни разу не слышал гитары Элвина Ли (AlvinLee) или Стиви Рэй Воена, то о качественной блюзовой записи не может идти и речи.

MB: Где все-таки интереснее выступать - на Западе или в Москве?

ЛЛ: Определенные отличия, конечно, есть. Западная аудитория приходит на выступления блюзовых или джазовых исполнителей, полностью готовая к тому, чтобы послушать концерт - и даже принять в нем участие в плане поддержки -для нее важно зарядиться положительными эмоциями. У нас, особенно в клубы, приходит публика, которая совершенно не подготовлена к подобному концерту. Просто в меру обеспеченные люди пришли вечером посидеть с друзьями и попить пива. Это часто мешает наладить контакт. На Западе такого не бывает. Но, с другой стороны, на Западе нет такого размаха, как у нас. Мы иногда в Московском Доме Молодежи собираем до 3000 зрителей. А бывали даже стадионные концерты в Нижнем, Саратове, Владимире.

MB:He кажется ли тебе, что, несмотря на популярность BLUESCOUSINS, СМИ уделяют недостаточное внимание твоей группе и блюзу вообще?

ЛЛ: Нет, не кажется. О нас немало пишут. Мы бываем в эфире на «Серебряном Дожде», а «Эхо Москвы» вообще наш информационный спонсор. Это как раз те радиостанции, которые слушает именно «средний класс». На MTV и МузТВ клип «Дождь» крутился несколько месяцев. Я думаю, для блюзовой команды мы освещены неплохо, хотя человек грешен в своих аппетитах - хотелось бы больше. Вот привлечь внимание «Открытого Радио» было бы неплохо.

MB: У тебя есть цель, связанная с будущим BLUESCOUSINS?

ЛЛ: Конечно, есть. Я бы хотел, чтобы мастерство команды достигло самого высокого уровня. Чтобы во время выездов на Запад мы не только достойно представляли Москву, как нам уже не раз удавалось, но и превосходили лучших западных блюзменов.

MB: Ото... Не слишком ли смело?

ЛЛ: Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Почему бы какой-нибудь русской команде не стать одной из лучших? Это же удается достичь в других сферах искусства. Значит, таланта у нас ничуть не меньше. Просто надо работать.

MB: Диск, который вы сейчас записываете, для BLUESCOUSINS четвертый по счету. Запись - удовольствие довольно дорогое. Кто тебе в этом помогает?

ЛЛ: Спасибо за вопрос. Это одна из возможностей хоть как-то отблагодарить людей, которые от чистого сердца помогают продвижению блюза в России. Особую благодарность хотелось бы выразить председателю правления банка «Инбанкпродукт» Орлову Дмитрию Анатольевичу за спонсорскую поддержку этого релиза. Хочу отметить, что это не первое участие с его стороны в наших проектах.

MB: Спасибо, Леван. На этом, пожалуй, наш разговор можно закончить. Желаем тебе творческих успехов. До скорой встречи на концертах.